Запись альбома началась в феврале 1976 года, когда музыканты собрались в мюнхенской студии Musicland. Продюсером этого альбома, как и предыдущего, стал Мартин Бёрч. На запись альбома Rising понадобилось всего 10 дней. Музыканты играли столь чётко и слажено, что большинство композиций было записано за 2-3 дубля, «Light in the Black» удалась с первой попытки.
«Stargazer» — восьмиминутный эпик, соединивший в себе хеви-метал, прогрессивный и симфонический рок, — повествует о волшебнике, чья затея взлететь путём строительства башни до самых звёзд привела к трагедии и порабощению большого количества людей. Следующая за ней «A Light in the Black» рассказывает о рабах, потерявших смысл существования после смерти волшебника и не знающих, куда направиться и что делать.
Согласно All Music Guide, «Блэкмор и Дио на пике их творческих сил… Альбом запечатлел неоклассические металлические изыскания гитариста в самом амбициозном виде, и освоение певцом фэнтезийной лирики — образец того, чем он займётся после этого.»
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Вот и появление Rising может показаться довольно странным зигзагом после сказочно волшебного и весьма лиричного по настроению дебютного альбома Rainbow. На самом-то деле ничего нового по сути не произошло - сполна выразив в музыке одну свою страсть, Блэкмор переключился к другой - более темной и агрессивной стороне.
Косвенно Ричи подтверждает эту версию событий в некоторых своих интервью: "Я играю в тяжелой группе, потому что это то, что я чувствую. Мне нравятся крайности, эскапизм. Как вы знаете, я слушаю только классическую музыку. Единственная группа, которую я действительно слушаю, это Jethro Tull. Еще иногда люблю слушать Led Zeppelin, потому что они так здорово играют. Но еще я люблю беситься и уходить в другую крайность, к буйному хард-року. Вот так, и мне не нравится все, что посередине. В музыке должна быть глубокая драма, напряженное чувство, как у моих любимых композиторов, Баха, Jethro Tull…"( из интервью журналу Sounds, 1977 г.)
Альбом «Rising» вышел даже лучше великолепного дебютного диска «Ritchie Blackmore's Rainbow», а в некоторых моментах это особенно заметно - плотность саунда и более напористая подача музыкального материала заметно повысилась. Если дебютник очень часто отсылал к древним и могучим глубинам рок-н-ролла, то на «Rising» такого почти нет – музыка мощная, энергичная и весьма разнообразная, сыгранная в самом лучшем своём хард рок проявлении. Господин Дио выложился чертовски сильно на этой работе – его вокал звучит очень живо. И так как материал получился боле напористым и тяжёлым, то и слушать его на порядок интереснее. Открывающий сильнейший номер «Tarot Woman» сразу всё расставил по своим местам. Следующая за ним песня «Run With The Wolf» напомнила поначалу невнятную «Self Portrait» с «Ritchie Blackmore's Rainbow», но когда зазвучал припев все эти впечатления развеялись – куда-то пропала и «шатающаяся» ритмика, уступив место твёрдому и уверенному качу. Очень неплохая коротенькая «Do You Close Your Eyes» оставила тоже позитивное впечатление, но то, что последовало за ней оказалось ещё более увлекательным! Длиннющая и совершенно нетипичная, с эпичными клавишами, композиция «Stargazer» смотрится крайне неожиданно, хоть и отлично вписывается в общую концепцию диска, сразу же поднимая его на несколько ступеней выше. Ну и концовка альбома – это просто что-то! Ураганный «Light In The Black», который обязательно должен прийтись ко вкусу всем поклонникам шустрых боевичков Саббата и Дио – вот с чего всё и начиналось! И поверьте мне – в песне «Light In The Black» 1976 года выпуска драйва и зажигательности не меньше чем в «Neon Knights» или «Don't Talk To Strangers»! В конечном счёте, альбом «Rising» - это настоящее золото, слушая Дио, Саббат и Пёрпл и не имея в коллекции это чудесную пластинку окажется серьёзным упущением для любого поклонника стиля. Не теряйте зря времени в поисках чего-то нового - оно придёт и уйдёт, а классика типа «Rising» останется навечно.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Глупо рецензировать классику рока, но это будет скорее не рецензия... просто приятно иногда излить свои чувства в словах! Вот она, ставшая, наверно, уже легендой, манера игры Ричи Блэкмора - в ней чувствуется и британский темперамент, и романтика, и средневековые мотивы... да чего в ней только нет? Риффы и соло, которые мы слышим на этом великолепном альбоме, давно уже должны войти в хард-рок энциклопедию.
Вокал Дио звучит как никогда лучше - все эти слова песен, столь изящно положенные на музыку, можно исполнять не только располагая сильным вокалом, но и безупречным английским произношением - никакой фальши, никакого иноземного акцента... Поэтому, маэстро Дио справился с двойной задачей. Клавишник Тони Кэри оказался весьма подходящим компаньоном Блэкмору - клавишные пассажи, в которых растворяются гитарные риффы; порою трудноразличимые сопровождения на двух столь разных инструментах; очень эффектный, иногда космический звук синтезатора, струящийся параллельно жесткому гитарному звучанию - всё это делает полифонию безупречной и высокоорганизованной. Барабанщик Кози Пауэлл демонстрирует высочайший уровень поддержания ритма, наполняя музыку тем шиком, который приводит вас в восторг! Выразительность и разнородность его исполнения чудесным образом вливаются во всеобщую игру... Конечно, главную ценность на альбоме имеют два супер-трека – «Stargazer» (5) и «A Light in the Black» (6). Если первый из них очаровывает своей эпичностью, сказочностью и какой-то фантастичностью, то второй, мой самый любимый на этом альбоме, вмещает в себя грандиозное соло-исполнение - целостная, нерушимая и «каменная» стена импровизации, складывающаяся из клавишных гармоний, гитарной виртуозности и высокочастотной барабанной дроби. Я думаю, что это объемное соло должно войти как минимум в сотню лучших, которые были в рок-искусстве. Оно поражает воображение, если учесть, в каком году написан альбом - да что там говорить, такой вершины, да притом достигнутой с таким превосходным музыкальном чувством, не каждый возьмёт и в наши дни!
Итог подводить не буду, а только скажу, что альбом этот слушать необходимо по самым простым причинам: 1) он формирует хороший музыкальный вкус 2) он формирует понимание того, что есть хорошая музыка, а что обыкновенная пошлость 3) он формирует понимание того, с чего всё началось, понимание того, кто стоял у истоков всего этого разросшегося к настоящему времени направления.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Для оформления обложки своего второго (и, по мнению многих, лучшего) альбома «Rising» «Rainbow» пригласили американского художника Кена Келли (Ken Kelly). Как уроженцу восточного побережья США, Келли ранее уже доводилось работать с некоторыми рок-музыкантами – в частности, именно он разработал дизайн обложки для пластинки «Kiss» «Destroyer», — однако, начиная переговоры по поводу нового заказа, он был вынужден признать, что о специфике музыкального жанра имеет весьма смутное представление.
Кен Келли:
– Несмотря на то, что я был удостоен двух «золотых» альбомов за мою работу с «Kiss», я ещё долгое время никак не мог врубиться в эту группу (смеётся). С «Rainbow» мы встретились в их нью-йоркском офисе, когда они приехали вместе со своим менеджером. Эти парни чётко знали, чего хотят, и дали мне подробные инструкции – мол, им бы хотелось видеть гигантскую руку, поднимающуюся из моря и хватающую радугу, – особо подчеркнули, что здесь обязательно должен присутствовать некий драматический эффект.
Судя по всему, подобная художественная концепция должна была подчеркнуть грандиозность замысла создателей альбома, апогеем которого была довольно продолжительная величественная композиция «Stargazer».
Эта нью-йоркская встреча, которую Келли характеризует как «приятную», была единственной, когда он видел гитариста «Rainbow» Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) и со товарищей воочию. Однако художник помнит, что группа выдвинула ему ещё одно специфическое требование.
Кен Келли:
– Они очень настаивали на том, чтобы я поместил изображение совы в нижнем левом углу обложки. Понятия не имею, какую они преследовали этим цель, но, честно говоря, я не стремился задавать им слишком много вопросов.
Годом ранее, когда группа ещё называлась «Ritchie Blackmore’s Rainbow» и заканчивала запись своего дебютного альбома, Ричи нашёл художника из киностудии Уолта Диснея – Дэвида Уиллардсона (David Willardson), который и придумал фантастический замок в виде гитары для его обложки. На конверте «Rising» замок появляется вновь, хотя Келли изначально эта идея не очень понравилась.
Кен Келли:
– Этот заказ с самого начала показался мне необычным. Когда они сказали про замок, я, помнится, подумал, что меня здесь используют лишь в роли рисовальщика. Впрочем, жаловаться было грех – деньги мне они заплатили действительно хорошие. Почему обложка «Rising» стала одним из символов хард-рока? Очень хороший вопрос. Лично мне кажется, что она лишь подчеркивает мощь и талант рок-группы, записавшей (сейчас я, слава богу, это понимаю) по-настоящему сильный и неординарный альбом – именно поэтому он стал одним из «краеугольных камней» жанра. Тут всё дело в музыке.
Ричи Блэкмор :
– Эту картину рисовал художник родом из Ирландии. (Кен Келли – американец. – прим. автора). К сожалению, я забыл его имя. Не знаю, видели ли вы другие его работы, но это очень известный художник. Он потрясающе рисует мышцы, человеческое тело – это как раз то, что нам и было нужно. Удивительно, что многие люди не могли нарисовать руку и кулак! Всего было семь попыток это сделать, и каждый раз результат был жалким. А эта картинка - самое лучшее, что мы могли получить!
Фотограф Фин Костелло :
Это была одна из самых коротких фотосессия для разворота альбома Rainbow “Rasing” 1976 года, которая проходила в Колумбии во время репетиции группы. Я сделал тогда 24 кадра на Hasselblad.
Продюсером этого альбома, как и предыдущего, стал Martin Birch. На запись альбома Rising понадобилось всего 10 дней. Музыканты играли столь чётко и слажено, что большинство композиций было записано за 2-3 дубля, «Light in the Black» удалась с первой попытки.
Участники записи
Ронни Джеймс Дио Вокал ![]() ![]() |
Тони Кэри Клавишные ![]() ![]() |
Джимми Бэйн бас-гитара, бэк-вокал ![]() ![]() |
Кози Пауэлл ударные ![]() ![]() |
---|
Мюнхенский филармонический оркестр, дирижёр Райней Питч

