
В 1973-м году относительно малоизвестная к тому времени английская рок-группа Pink Floyd выпустила свой первый эпохальный альбом «Обратная сторона Луны».
Это был великий момент в рок-музыке, один из тех волшебных моментов, когда кажется, что все совпадает. Британская группа Pink Floyd выпустила уже семь пластинок, когда начала работу над альбомом, который изменит все. Альбом «The Dark Side Of The Moon» вышел в марте 1973 года и сделал Pink Floyd мировыми звездами.
Все четверо указаны как авторы песен – Уотерс, однако, больше всех. Певец и басист писал тексты в одиночку. Они затрагивали темы и проблемы повседневной жизни, времени, стресса, психологических проблем, жадности, коммерции и смерти. Насколько мрачны тексты «The Dark Side Of The Moon», настолько же бодрящей является музыка. Прежде всего, это медитативная «Breathe». Песня «Us And Them» звучит почти мечтательно, хотя в ней речь идет о войне, расизме и недостатке доброжелательности. На безлирической «The Great Gig In The Sky» Pink Floyd попросили певицу Клэр Торри импровизировать – акустическое зрелище.
The Dark Side of the Moon был записан в период с июня 1972 года по январь 1973 года в Лондоне в студии компании EMI Abbey Road. В сочинении музыкального материала и продюсировании принимали участие все музыканты группы, тексты к песням написал Роджер Уотерс. Все песни объединены темой влияния на человека безумия, тревоги и отчуждения, уходящей корнями в историю группы и связанной прежде всего с трагической судьбой бывшего лидера группы Сида Барретта. Альбом создавался с использованием последних достижений звукозаписывающей техники начала 1970-х годов, включая мультитрекинг, аналоговые синтезаторы, а также различные эффекты с магнитными записями. Звукоинженер Алан Парсонс, работавший над альбомом, был номинирован на премию Грэмми - За лучшую технику записи альбома.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Спорадически к записи альбома участники Pink Floyd приступали ещё в январе и феврале 1972 года, но полноценный процесс записи и сведения музыканты смогли начать только лишь в конце мая — начале июня 1972 года. Трёхдневные и недельные сессии звукозаписи проходили в студии EMI Эбби Роуд. Работая над The Dark Side of the Moon, участники группы сами выполняли обязанности продюсеров, поэтому устанавливали график работы таким образом, чтобы планомерно записывать трек за треком и не переходить к следующей композиции, не добившись прежде желаемого качества от текущего трека. Место звукооператора занял сотрудник EMI Алан Парсонс, ранее выполнявший обязанности помощника инженера записи при работе над Atom Heart Mother.
В целом к 1 июня была записана первая композиция «Us and Them», к 7 июня — «Money», к 8 июня — «Time», к 25 июня — «The Great Gig in the Sky».
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
По завершении записи фрагментов речи музыканты Pink Floyd занялись монтажом затуханий звука, которых в альбоме было запланировано значительное число, поскольку пауз между треками не предусматривалось (исключая разрыв между финалом первой стороны винилового диска и началом второго). В отсутствие современной цифровой аппаратуры это был достаточно сложный и долгий процесс. Использовалось несколько магнитофонов, подключённых к микшерному пульту, и множество микрофонных стоек, которые поддерживали петли магнитофонных лент. Для получения нужного уровня для одного заканчивающегося трека и начинающегося другого требовалась синхронная и безошибочная командная работа. Так как задействовалось большое количество микшерных потенциометров, в работе за пультом Алану Парсонсу помогали все участники группы. После записи каждого из переходов между треками их вставляли в основную плёнку альбома.
В феврале 1973 года участники Pink Floyd пригласили для финальной стадии микширования продюсера, имеющего бо́льший опыт, чем у самих музыкантов. Им стал Крис Томас, ранее работавший с группами Procol Harum и Roxy Music. Он должен был разрешить спор по поводу сведения вокала, звуковых эффектов, гитар и ритм-секции. Каждый из музыкантов Pink Floyd настаивал на своём способе микширования. Дэвид Гилмор и Ричард Райт предпочитали «чисто музыкальные решения» сведения, Роджер Уотерс и Ник Мейсон, напротив, стремились к экспериментам с балансом инструментов и к более широкому применению немузыкальных элементов. Дэвид Гилмор, кроме того, склонялся к использованию эхо-эффектов, а Роджер Уотерс пытался выстроить более «сухое» звучание. В итоге Крис Томас сделал так, как ему показалось правильным. Выпуск альбома был назначен на начало марта 1973 года, поэтому команда, записывавшая The Dark Side of the Moon, в последний месяц работала в напряжённом ритме в условиях нехватки времени, тем не менее, по воспоминаниям Криса Томаса, атмосфера в студии всегда была «тёплой, эффективной и…предельно дисциплинированной».
В итоге запись альбома, включавшая огромный объём работы (учитывая многочисленные перезаписи, наложения, вставки, затухания и восстановления плёнки), была завершена к началу марта. Разнородные звуковые эффекты, естественные шумы, фрагменты речи, песен и инструментальной музыки сложились в единое целое. Алан Парсонс и Крис Томас приложили все усилия для того, чтобы сделать уровень записи максимально качественным. Альбом был смикширован сразу и в квадрофонической версии. Благодаря использованию нового 24-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии Abbey Road и работе инженеров звукозаписи, альбом The Dark Side of the Moon установил новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука, став на долгие годы своего рода эталоном качества (в частности, он стал одним из самых авторитетных тестовых дисков для оценки качества hi-fi стереоаппаратуры в 1970-х годах). Техническую часть работы над альбомом, выполненную прежде всего звукоинженером Аланом Парсонсом, оценили номинацией на премию «Грэмми» 1973 года.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Спорадически к записи альбома участники Pink Floyd приступали ещё в январе и феврале 1972 года, но полноценный процесс записи и сведения музыканты смогли начать только лишь в конце мая — начале июня 1972 года. Трёхдневные и недельные сессии звукозаписи проходили в студии EMI Эбби Роуд. Работая над The Dark Side of the Moon, участники группы сами выполняли обязанности продюсеров, поэтому устанавливали график работы таким образом, чтобы планомерно записывать трек за треком и не переходить к следующей композиции, не добившись прежде желаемого качества от текущего трека. Место звукооператора занял сотрудник EMI Алан Парсонс, ранее выполнявший обязанности помощника инженера записи при работе над Atom Heart Mother.
В целом к 1 июня была записана первая композиция «Us and Them», к 7 июня — «Money», к 8 июня — «Time», к 25 июня — «The Great Gig in the Sky».
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
---|
Авторы обложки диска — Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл[англ.] из дизайн-студии Hipgnosis. Они предложили музыкантам Pink Floyd семь различных макетов обложки, но единогласно было выбрано изображение пирамидальной призмы, превращающей белый луч в радугу. По словам Сторма Торгерсона, он был удивлён быстро прошедшей презентации дизайна обложки: «они пришли, переглянулись, покивали друг другу и сказали „это“».
На внутренней части разворота альбома изображена звуковая волна биения сердца. Торгерсон: «Если этот альбом о чём-то, то он, вероятно, о безумии: обратная сторона Луны, абсурдность, другая сторона обычной жизни человека. Там есть кусочки, где люди говорят о своей жизни, и в качестве фонового ритма они взяли биение сердца.».
По сложившейся уже традиции на обложку не были вынесены ни название группы, ни название диска. В то же время во внутренней части конверта впервые были напечатаны все тексты песен альбома. Кроме того, на развороте конверта были размещены фотографии египетских пирамид в Гизе, которые для Сторма Торгерсона представляли «космическую версию призмы». Поскольку Hipgnosis предпочитали делать настоящие фото и избегать фотомонтажа, дизайнерам пришлось съездить в Египет, чтобы снять пирамиды ночью при полной луне.
Для того, чтобы цена на альбом не была высокой из-за дорогого оформления, группа согласилась на меньший гонорар. «Это было время, когда обложки действительно что-то значили, — комментирует Торгерсон — Это был подарок для поклонников».
В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания Music Radar.
Участники записи
Pink Floyd
Приглашённые участники
Дик Пэрри — саксофон («Us and Them» и «Money»)
Клэр Торри — вокализ («The Great Gig in the Sky»)
Дорис Трой, Лесли Дункан, Лиза Страйк, Барри Сент Джон — бэк-вокал.
Pink Floyd — The Dark Side Of The Moon (1973)
Список композиций
Первая сторона
1. «Speak to Me»

«Speak to Me» — первый трек с альбома The Dark Side of the Moon британской группы Pink Floyd. Он оформлен как своеобразная увертюра. Автором композиции значится Ник Мейсон. Роджер Уотерс впоследствии оспаривал это, утверждая, что основную часть композиции сочинил он, но потом «подарил» свою долю Мейсону. Композиция не содержит песенного текста и состоит из серии звуковых эффектов. В качестве названия композиции были выбраны слова, с которыми звукоинженер Алан Парсонс обращался к опрашиваемым, чтобы настроить уровень записи.
Композиция «Speak to Me», открывающая альбом, представляет собой увертюру, которая включает в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Черновой вариант увертюры Ник Мейсон записал у себя дома, окончательный вариант он собрал уже в студии. Сам автор назвал его «цветозвуковой монтаж» («colour sound montage»). Первоначально планировалось использовать в композиции больничную запись настоящего пульса, но от неё отказались из-за «слишком напряжённого» звучания. Вместо реальных записей в композицию решено было включить сердцебиение, сымитированное с помощью лёгкого боя по басовому барабану с мягкой подкладкой. При переходе от «Speak to Me» к следующей композиции использовался фортепианный аккорд длительностью порядка минуты, записанный в обратном порядке.
2. «Breathe»

«Breathe» (также «Breathe In the Air». — «Дыши», «Вдохни», «Вдохни воздух») — песня британской рок-группы Pink Floyd из альбома 1973 года The Dark Side of the Moon. Представлена в оригинальном издании на первой стороне винилового диска (LP) вторым по счёту треком. Авторы музыки — Дэвид Гилмор и Ричард Райт, автор текста — Роджер Уотерс
Песня «Breathe» была написана Роджером Уотерсом задолго до начала работы над альбомом The Dark Side of the Moon в 1970 году для совместного с Роном Гисином саундтрека к фильму The Body. В 1972 году песня была полностью переписана. Для стихов песни «Breathe», несколько изменённых Роджером Уотерсом в соответствии с концепцией альбома The Dark Side of the Moon, Дэвидом Гилмором и Ричардом Райтом была написана новая музыка. По замыслу музыкантов Pink Floyd текст песни должен был отразить «начало жизни в социальном плане».
Позднее Роджер Уотерс критически отзывался о стихах песни. В частности, в интервью перед началом его гастрольного тура In the Flesh он отметил, что в альбомах The Dark Side of the Moon и The Wall «помимо новизны самой музыки», возможно, есть «простота идей, которая привлекает растущее поколение в их попытке разобраться в том, что происходит» хотя, «здесь я должен себя покритиковать — например, „Breathe, breathe in the air / Don’t be afraid to care“ — это просто…э-э…где здесь туалет? И всё же я думаю, что во всём этом есть нечто очень искреннее, что привлекает людей».
По признанию одного из авторов песни, Ричарда Райта, аккорд, звучащий перед началом вокальной партии, он позаимствовал у Майлса Дэвиса из его работы 1959 года Kind of Blue. По словам Ника Мейсона, «Breathe» представляет собой эксперимент по использованию одной и той же мелодии для двух песен, так как фрагмент из «Breathe» возникает в качестве репризы после песни «Time».
3. «On the Run»

«On the Run» ( «В бегах; Бегство») — инструментальная композиция британской рок-группы Pink Floyd с альбома 1973 года The Dark Side of the Moon. Представлена в оригинальном издании на первой стороне винилового диска (LP) третьим по счёту треком. Авторы музыки — Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс.
Первоначальный вариант композиции «On the Run» был написан во время работы над альбомом The Dark Side of the Moon в 1972 году и довольно продолжительное время обкатывался на концертах под названием «The Travel Sequence». Ранний вариант композиции представлял собой гитарную импровизацию с органными пассажами. Короткий концертный видеофрагмент с исполнением «The Travel Sequence» включён в фильм 2003 года Classic Albums: Pink Floyd – The Making of The Dark Side of the Moon. По словам Дэвида Гилмора, музыканты Pink Floyd были недовольны звучанием этого концертного номера и решили заменить гитарную композицию на электронную, её записали на только что появившемся в студийном оборудовании синтезаторе с маленькой клавиатурой и встроенным секвенсором EMS Synthi AKS. Дэвид Гилмор первым включил в работу Synthi AKS и стал исследовать его возможности, затем к его экспериментам подключился Роджер Уотерс.
Основная партия композиции была создана путём ввода в синтезатор Synthi AKS 8-нотной последовательности с включением генератора шума и осцилляторов. Этот звуковой ряд был затем ускорен и дополнен различными звуковыми эффектами. В частности, с помощью аналогового синтезатора EMS VCS 3 звуки пропустили через фильтры и осцилляторы, чтобы создать эффект вибрато, затем к ним было добавлено гитарное соло, проигранное назад с эхо-эффектом и разведённое по панораме. Его воспроизвели с помощью микрофонной стойки, которую водили по гитарным струнам. Это звучание использовали для создания шума взлетающего самолёта. С помощью EMS VCS 3 были также созданы футуристические звуки, имитирующие шум проезжающего мимо автомобиля с возникновением эффекта Доплера. Кроме того, по словам Дэвида Гилмора, для усиления тревожности были добавлены звуки сердцебиения и шум шагов. Созданием звуковой картины шагов занимался Алан Парсонс. Фрагменты студийной работы с новым для группы оборудованием показаны в фильме Pink Floyd: Live at Pompeii, в эпизоде которого Роджер Уотерс записывает одну из первых версий композиции в студии на Эбби-Роуд.
По признанию одного из авторов песни, Ричарда Райта, аккорд, звучащий перед началом вокальной партии, он позаимствовал у Майлса Дэвиса из его работы 1959 года Kind of Blue. По словам Ника Мейсона, «Breathe» представляет собой эксперимент по использованию одной и той же мелодии для двух песен, так как фрагмент из «Breathe» возникает в качестве репризы после песни «Time».
4. «Time»

Для композиции «Time» («Время»), авторами которой стали все участники группы, было написано развёрнутое инструментальное вступление. В её начале представлено полифоническое звучание тиканья и боя многочисленных часов, а также звон будильников. Алан Парсонс, предложивший группе использовать этот звуковой фрагмент, записал его в антикварном часовом магазине для тестовой квадрафонической пластинки примерно за месяц до начала работы над альбомом The Dark Side of the Moon. Для синхронизации звона часов с основным треком композиции использовалось большое число магнитофонов, плёнки с записями включались в нужное время по секундомеру Интродукцию композиции «Time», по словам Ника Мейсона, сочинили благодаря тому, что «в студии нашёлся набор рототомов, и мы всего лишь за несколько проб её завершили. Рототомы состояли из барабанных кож, растянутых на раме, которая была установлена на оси с нарезкой. Путём изменения натяжения рототомы можно было настраивать совсем как тимпан, так что из них удавалось извлекать контролируемый ряд тонов». Первоначальная концертная версия песни звучала гораздо медленнее, чем на диске, Дэвид Гилмор и Ричард Райт пели одновременно низкими и напряжёнными голосами. В окончательном варианте композиции вокал Дэвида Гилмора чередуется с вокалом Ричарда Райта, первый спел куплеты, второй — переходы между куплетами. Кроме этого, «Time» была дополнена женским бэк-вокалом, впервые появляющемся в альбоме именно в этой композиции. Во время концертных выступлений, предшествовавших записям в студии, окончательно оформилось гитарное соло, сыгранное Дэвидом Гилмором. В конце композиции в качестве репризы была добавлена тема из песни «Breathe».
5. «The Great Gig in the Sky»

Композиция «The Great Gig in the Sky», как и остальные треки The Dark Side of the Moon, была создана задолго до начала записи альбома. Её первоначальный вариант, известный под названием «The Mortality Sequence» ( «Смертная череда»), исполнялся на концертах Pink Floyd в 1972 году как часть сюиты A Piece for Assorted Lunatics. Ранняя версия представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали вместо женского вокализа фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа (англ. Malcolm Muggeridge). По словам Ричарда Райта, музыканты группы хотели добавить ещё «4-5 минут чистой музыки и сделать инструментальную композицию». Мелодия постепенно развилась из двух аккордов, которые пианист Pink Floyd наигрывал на фортепиано. Идея записать женскую вокальную партию к композиции, переименованной в «The Great Gig in the Sky», пришла уже во время работы в студии. Алан Парсонс, инженер звукозаписи, предложил пригласить на запись вокалистку Клэр Торри. Перед работой в студии музыканты объяснили ей концепцию своего будущего альбома и конкретно композиции «The Great Gig in the Sky», сообщив также, что текста в ней не будет, и попросили просто поимпровизировать.
«Мы знали что нам нужно не только в музыкальном плане. Нам хотелось, чтобы Клер просто импровизировала. И мы попросили её думать о смерти, о страхе, о чём угодно, и выразить это в пении. Мне запомнилось как она зашла в студию и очень быстро всё записала. А потом вышла и стала извиниться. Ей казалось, что это не то, что нужно. Она была смущена. А мы сказали, что она прекрасно спела».
— Ричард Райт, о записи вокализа в «The Great Gig in the Sky».
Вторая сторона
1. «Money»

«Money» ( «Деньги») — шестая композиция альбома Pink Floyd The Dark Side of the Moon (рус. Тёмная сторона Луны). Одна из самых известных песен группы.
Начинается со скачущего из динамика в динамик звука открываемой кассы и звона денег. Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом в их домашних студиях, после чего был доработан в студии Эбби-Роуд. Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше. Звук рвущейся бумаги был записан музыкантами в студии. Из фонотеки EMI был заимствован только звук открывающихся кассовых аппаратов. Каждый звуковой фрагмент на магнитофонных плёнках отмерялся линейкой, вырезался и затем склеивался таким образом, чтобы звуки точно совпадали с ритмом песни.
Вокальная партия была исполнена Дэвидом Гилмором. Он же сыграл одно из двух соло в песне — на гитаре, второе соло — на саксофоне — сыграно Диком Пэрри. В финале звучит голос жены гастрольного менеджера Питера Уоттса «That geezer was cruisin’ for a bruisin’…» и гитариста Генри Маккалоу «I don’t know, I was drunk at the time»Создавалась она путём первоначальной записи звона, а затем — разрезания плёнки на маленькие, примерно по дюйму кусочки, и кропотливого монтажа на полу студии — так, чтобы звон монет точно совпадал с ритмом песни.
2. «Us and Them»

«Us and Them» ( «Мы и они») — композиция из студийного альбома The Dark Side of the Moon (1973) группы Pink Floyd, самая длинная в этом альбоме
Мелодия «Us and Them» была написана Райтом ещё во время работы Pink Floyd над музыкой для кинофильма «Забриски-пойнт» и представляла собой фортепианную пьесу с названием «The Violent Sequence» («Эпизод со сценами насилия»). Она должна была сопровождать кадры столкновения демонстрантов с полицией, но была отвергнута режиссёром картины Микеланджело Антониони как «слишком грустная». Переписанная заново для альбома, песня была дополнена вокальными партиями в исполнении Дэвида Гилмора и Ричарда Райта, а также партиями саксофона, которые записал Дик Пэрри. В центральную часть композиции были включены фрагменты интервью Роджера Мэнифолда.
3. «Any Colour You Like»

«Any Colour You Like» является единственной композицией в творчестве Pink Floyd, созданной совместно тремя участниками группы без Роджера Уотерса. Это был последний трек, записанный британским коллективом без авторского участия Роджера Уотерса вплоть до его ухода из Pink Floyd в 1984 году, и последний трек, соавтором которого был Ник Мейсон вплоть до издания альбома The Endless River. Энди Маббетт, редактор журнала The Amazing Pudding и автор ряда книг о Pink Floyd, назвал «Any Colour You Like» «инструментальной композицией, состоящей из синтезатора и гитары». Согласно его утверждению, её название позаимствовано из рекламы первого в мире автомобиля массового производства компании «Ford» модели «Т», в которой предлагался на выбор автомобиль «любого цвета, если этот цвет — черный»
4. «Brain Damage»

«Brain Damage» первоначально называлась «The Dark Side Of The Moon» и должна была являться завершением сюиты «Eclipse». Написанная в период записи «Meddle», она содержит в себе отчетливый намек на Сида Баррета. События, связанные с бывшим лидером группы, вновь вышли на сцену в этот период в связи с решением фирмы EMI выпустить альбом неизданных ранних вещей группы. Музыкантам пришлось, оторвавшись на некоторое время от записи альбома, прослушать весь ранний материал.
Хотя толчком к созданию песни и послужила судьба Сида, Уотерсу хотелось придать ей более общий смысл. «Можно было бы легко сказать, что в основу этой песни легло то, что случилось с Сидом, — объяснял он, — однако, мне кажется, что она скорее о подлинной жизни человека, скрытой за внешним бытием, которое видят остальные. Другими словами, сумасшедший — это мы сами, то, что мы пытаемся удержать внутри. Огромное большинство из нас оставляет попытку войти в контакт с ребенком внутри нас, поскольку взрослый одерживает верх и берет бразды правления в свои руки, а мы слушаемся его указаний».
5. «Eclipse»

В «Eclipse» («Затмение») ведущим вокалистом также стал Роджер Уотерс. Он использовал стиль написания текста «списком», позже, этот приём будет использован им в последующих альбомах Pink Floyd и в его сольных альбомах. В финале записано сердцебиение, на фоне которого звучит голос Джерри О’Дрисколла, произносящего фразу «There is no dark side of the Moon really, as a matter of fact it’s all dark» . По утверждению Ника Мейсона, эта песня в процессе концертных исполнений подверглась значительным преобразованиям. Первоначальный вариант был намного менее динамичным, но постепенно на концертах, когда «требовалось заканчивать эту вещь на все более величественной ноте, — она приобрела достаточную мощь для того, чтобы составить подходящий финал»